Новый сайт инвалидов
Зеленогорска (красноярского края)
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 04:17



Меню сайта
Категории раздела
инвалиды и общество [436]
работа и образование [190]
параспорт [81]
интервью [277]
Historia -magistra vita [62]
История-учитель жизни(лат.)
дети-инвалиды [169]
юридическая страничка [200]
медицина,фармакология и тех.средства реабилитации [13]
соц.обслуживание [1]
безбарьерная среда [4]
Наш опрос
инвалиды и решения о судьбах общества
Всего ответов: 95
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
WoWeb.ru - портал для веб-мастера
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Historia -magistra vita

Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле

Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле

Екатерина КУДАШКИНА

«Многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид?», — писал Шаляпин о художнике, которого считали самым витальным в XX веке

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2018/03/Kustodiev_self_portrait-1.jpg?x41640

У Троице — Сергиевой Лавры. Автопортрет (1912 г.) Фрагмент. Изображение с сайта wikipedia.org

Весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен

В русском и советском искусстве XX века трудно найти живописца более жизнеутверждающего, яркого и радостного, чем Кустодиев, 140-летний юбилей которого мы отмечаем 7 марта.

Но все эти красочные зимние пейзажи, портреты дородных красавиц, балаганы, купцы Сусловы, купчихи Пискулины, ухари и молодцы – написаны человеком, страдавшим от сильных болей, долгие годы прикованным к инвалидному креслу.

Болезнь проявилась, когда Борису Кустодиеву (1878-1927), уже известному художнику, счастливо женатому человеку и отцу семейства, было тридцать пять лет.

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2018/03/1-2-1.jpg?x41640

На охоте. Автопортрет (1905 г.) Изображение с сайта culture.ru

«Тогда это был еще подвижный, стройный человек, застенчивый, но всегда правдиво высказывавший свое мнение, остроумный собеседник, загоравшийся от разговоров об искусстве, никогда, однако, не выступавший публично, — пишет в своих мемуарах известный пейзажист Георгий Семенович Верейский. — У Бориса Михайловича начинала все сильнее разрастаться опухоль в спинном мозгу, и в том же, 1913 году ему была сделана операция в Берлине.

В 1915 году у Кустодиева отнялись ноги, и он мог лишь с трудом передвигаться на костылях. Несмотря на тяжелое состояние, он, на костылях, работал над большими полотнами.

Болезнь угрожающе развивалась, пришлось прибегнуть ко второй операции в клинике профессора Цейдлера в Петрограде.

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2018/03/Kustodiev_razin.jpg?x41640

Стенька Разин ( 1918 г.) Изображение с сайта wikipedia.org

Накануне операции Борис Михайлович, говоря о том, что исход ее неизвестен, упорно дописывал свой эскиз к коллективному портрету членов «Мира искусства».

После пребывания в клинике Цейдлера Кустодиев уже не вставал на ноги и окончательно был прикован к подвижному креслу, которое так хорошо было знакомо всем его друзьям.

Последние годы его жизни были подвигом.

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2018/03/portrait-of-i-zolotarevsky-1922.jpg?x41640

Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского (1922 г.)

Своих друзей Борис Михайлович встречал всегда с веселой улыбкой, с добродушной шуткой и горячо вдохновлялся разговорами об искусстве, жадно интересуясь всем, что происходило в этой области. И это, несмотря на то, что весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен. Нельзя было не поражаться его силе воли, его неиссякаемой работоспособности».

В последние два года у него почти совсем высохла кисть правой руки, он не мог уже работать без муштабеля.

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но, если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», — вспоминал Федор Шаляпин.

Книги, графика, плакат, календари, декорации

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2018/03/1927-kustodiev-moskovskii-hudojestvennyi-teatr-bloha-7.jpg?x41640

Московский художественный театр. «Блоха» Е.И.Замятина (1927 г.)

Больной, малоподвижный, Кустодиев продолжает писать, разрабатывая новый жанр портрета-картины (знаменитый Шаляпин), ищет свои пути и нередко подвергается критике за «дебелых купчих» и «безвкусных венер». Много занимается и книжной иллюстрацией («Шинель» Гоголя, Сказки Пушкина), а после революции – плакатом и даже календарями.

Пробует себя в графике, оформлении театральных постановок, работая со МХАТом, Большим театром, Мариинкой. Его последней, и удивительной по искрометному темпераменту, работой в театре стало оформление кукольного спектакля «Петушок, золотой гребешок».

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2018/03/zanaves.jpg?x41640

Эскиз занавеса к спектаклю «Блоха» Е.И.Замятина (1926 г.) Изображение с сайта dennimm.narod.ru

Вот как вспоминает о работе с Кустодиевым режиссер Георгий Константинович Крыжицкий. «Мне мерещились какие-то необыкновенно яркие, ослепительно красочные декорации, празднично нарядные куклы. К кому же было обращаться с предложением оформить эту вещь, как не к… Кустодиеву, незадолго перед тем блеснувшему карнавалом красок в «Блохе» Евг. Замятина на сцене Большого драматического театра?

Пускай спектакль в целом и не очень удался, неважно — но каким ослепительным богатством красок поразил Кустодиев в этом ситцево-пестром зрелище, как пленительны были и игрушечная «Тула», и диковинная «Англия»!

…Нас провели в кабинет Кустодиева. Да, пожалуй, именно кабинет, рабочая комната, но никак не обычная мастерская художника. Большая комната в несколько окон на улицу. Полутемно. Под потолком лампа с большим круглым абажуром, отбрасывающая яркий конус света на центр кабинета.

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2018/03/cms.jpeg?x41640

Портрет Мити Шостаковича (1919 г.). Изображение с сайта boriskustodiev.ru

А под лампой — кресло на колесах, а в нем, словно гофмановский волшебник, склоненный над работой художник. Перед ним прикрепленный к креслу рабочий столик, бумага, цветные карандаши, баночки красок и туши — словом, лаборатория этого алхимика, извлекающего из волшебных тюбиков и баночек ослепительные картины балаганных праздников, разноцветных веселых человечков и полнотелых рубенсовских красавиц.

Я представлял себе Кустодиева пожилым, почти стариком, — к нашему удивлению на нас глядело приветливое молодое, да, да, именно молодое лицо. Только вот несколько восковая бледность и легкая припухлость, но разве это имеет какое-нибудь значение при ласковом, веселом блеске глаз!

Оформление и куклы «Петушка» оказались последней театральной работой Кустодиева, его лебединой песней. … Мне представляется символичным, что творческий путь жизнелюба Кустодиева завершился веселой театральной шуткой».

Борис Кустодиев умер 26 мая 1927 года. Годы его болезни совпали с трудным временем: революция, война, новый режим. Он «стойко переносил лишения, — вспоминала дочь художника Ирина Кустодиева, — нехватку во всем, холод и, несмотря на болезнь, работал ежедневно, ежечасно, создавая картины для народа, «для всех», как он любил говорить».

Кустодиев – не исключение

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2018/03/Maslenitsa_kustodiev.jpg?x41640

Зима. Масленичное катанье (1919 г.) Изображение с сайта boriskustodiev.ru

Художник, прикованный к креслу, испытывающий сильные боли и страдания – создает удивительно радостные произведения. Что за парадокс? Как это возможно?

Вера Донец, искусствовед, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, автору монографий и статей об истории русского изобразительного искусства:

«История искусства знает такие примеры. Кустодиев – не исключительный случай.

Крупные мастера воспринимают свою работу как служение, как единственный вариант бытия.

Тот же Репин, у которого к концу жизни стали отказывать руки, но он работал – до самой смерти. Ему к руке привязывали кисть, и он писал.

Слепнущий Дега – писал практически пальцами, и получалось такое парящее кружево – потому что человек был практически уже слеп и творил, можно сказать, наощупь. Он ничего не видел уже в нескольких шагах. На натурщицах рисовал цветные линии, чтобы лучше ощущать форму.

Рубенс. На его работах мы видим такую пышную красоту… А ведь он страдал от жесточайшего артрита и умер от болевого шока – не выдержало сердце. И тоже до конца своей жизни он писал великолепие и трепет жизни.

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2018/03/balagani-kustodiev.jpg?x41640

Зима. Масленичное катанье (1919 г.)

Когда мы говорим о таких крупных мастерах, то – надо понимать, что если он и чувствует себя в этом мире к чему-то призванным, то его единственное призвание – это творчество.

Такой мастер уже не ищет славы, не ищет самоутешения, он просто не может существовать по-другому.

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2018/03/Kustodiev_Trinity_day.jpg?x41640

Троицын день (1920)

Так же и у Кустодиева. Свойственные ему жизнелюбие и взгляд на вещи – нисколько не изменились с болезнью. Более того, его живопись, вопреки всему, что с ним происходило, стала еще ярче. Да, он ощущал сильную боль, и несмотря на это, он продолжал жить в своем мире и писать свой мир – ярко, радостно и празднично. Его кисть была замешана на этих красках, на этом цвете, на этой радости.

У Кустодиева есть картина «Лыжники», написанная в 1919 году. В ней он изобразил то, чего — не видел.

Он просто не мог это видеть, так как к тому времени передвигался на коляске и оказывался на улице крайне редко. Но его дочка Ирина ездила со своими друзьями на лыжную прогулку и потом приехав, радостная, раскрасневшаяся, рассказала ему, как они катались с гор, какое зеленоватое было небо, какие великолепные открывались дали.
И Кустодиев по ее рассказам написал картину, не видев ни снега, ни мороза, ни далей… Написал исключительно от слышания этой радости, этих впечатлений. Художнику этого оказалось достаточно.

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2018/03/skiers-1919.jpg?x41640

Лыжники (1919 г.)

Мы так привыкаем к каким-то штампам. А если выбраться за привычные рамки, которыми мы себя окружаем, – возникает невероятное ощущение вечности, радостной вечности рядом с человеком, которую художник способен и слышать, и видеть».

 



Источник: https://www.miloserdie.ru/article/prazdnichnyj-hudozhnik-samye-yarkie-kartiny-kustodiev-napisal-v-invalidnom-kresle/
Категория: Historia -magistra vita | Добавил: Пилюлькин (08.03.2018) | Автор: Екатерина КУДАШКИНА
Просмотров: 471 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz
Преодоление - мы делаем людей сильными! Сайт для продвинутых людей, современные технологии без комплексов. Мобильность, интеграция, коммуникация и инновация для инвалидов  Искусство созданное без рук инвалидность не приговор ”voi-deti.ru”