Законопроект об образовании в РФ в части
инклюзивного обучения нужно доработать - эксперт
|
|
|
Уполномоченный
по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова поддерживает инициативы
спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, связанные с законодательным
обеспечением инклюзивного образования детей-инвалидов, и намерена подготовить
предложения в этой сфере.
В
понедельник спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что в
законопроект об образовании в РФ, который подготовлен Минобрнауки, необходимо
включить самостоятельный раздел, посвященный инклюзивному обучению
детей-инвалидов. По ее словам, если совет по делам инвалидов подготовит
соответствующие рекомендации, то Совет Федерации, пользуясь правом законотворческих
инициатив, внесет эти предложения и будет отслеживать их принятие.
В интервью РИА
Новости Агапитова отметила, что в законопроекте об образовании проблемы
инклюзивного обучения ограничиваются 83 статьей, причем эта статья, в ходе
работы над законопроектом, все меньше соответствует тем потребностям, которые
должны быть предусмотрены в образовании людей с ограниченными возможностями.
"Постепенно закон превращается не в обязательный для исполнения, а в
рекомендательный. И, к сожалению, в последней редакции оказывается, что ребенок
не может идти в школу ближайшую к дому или в которую он хочет, и при этом школа
должна создавать для него возможности. В нынешней формулировке получается, что
если в школе есть специальные условия, то тогда ребенок с ограниченными
возможностями может пойти в нее учиться. То есть сама идея инклюзии перевернута
с ног наголову", - заявила омбудсмен.
Агапитова полагает, что эта часть законопроекта нуждается, как минимум, в
корректировке. Кроме того, по ее мнению, в документе должны быть четко
прописаны обязательства субъектов федерации в этой сфере.
При этом детский омбудсмен отметила, что в Петербурге принята концепция
инклюзивного образования, разработанная с участием ученых, практиков и
общественных организаций, и по ней сейчас готовится программа для реализации.
"Очень рада, что Валентина Ивановна Матвиенко поставила этот вопрос на
уровень федеральный. Думаю, мы в ближайшее время подготовим целый ряд
предложений либо по корректировке статьи 83, либо, может быть, по самостоятельному
федеральному закону", - сказала Агапитова.
Она отметила, что инклюзивное образования подразумевает выполнение
индивидуальной программы реабилитации - должно быть четко прописано, как
ребенок с особыми потребностями должен учиться. "Нужен индивидуальный
подход к каждому ребенку. Мы должны к этому стремиться. Иначе в глазах всего
мира мы уже, по-моему, выглядим как отсталая страна в отношения к инвалидам
вообще и к детям-инвалидам в частности", - заявила Агапитова.
При этом она отметила, что в России есть очень хорошие коррекционные школы,
однако дети-инвалиды, если у них есть соответствующие способности, должны иметь
возможность обучаться в массовых школах, в том числе - и в гимназиях и лицеях.
Сейчас такие школы не берут детей с группой здоровья ниже второй, напомнила
она.
Говоря о проблемах реализации инклюзивного образования, Агапитова заметила, что
в России достаточно вузов и колледжей, которые готовят соответствующих
специалистов. Кроме того, по ее словам, не всегда детям с особыми потребностями
нужен специалист сопровождения. Иногда речь идет только о том, что учитель
должен уделять такому ребенку чуть больше внимания, сказала омбудсмен.
При этом она подчеркнула, что вопросы реализации инклюзивного образования
связаны в том числе и с общественным мнением в отношении совместного обучения
обычных детей с особыми. Агапитова полагает, что должно пройти время, для того,
чтобы в нашей стране инклюзивное образование воспринималось обществом как само
собой разумеющееся. "Надо воспитывать и родителей, и детей... Образование
должно давать не только знания, но и, в том числе, гуманистическое
мировоззрение", - сказала детский омбудсмен.
Законопроект "Об образовании в Российской Федерации", подготовленный
министерством образования и науки, заменит два базовых закона - "Об
образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В
нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное,
профессиональное - начальное, среднее, высшее и дополнительное.
Источник: nw.ria.ru
http://www.dislife.ru/news/theme/19003/
|