В Приамурье тяжелобольному ребенку с
диагнозом эпилепсия было отказано в авиаперелете до места лечения
|
|
|
Единственной
законной и бесплатной возможностью для него добраться до федеральной клиники в
столице - семь суток в плацкартном вагоне. Типичная ситуация для нашей области
на протяжении пяти лет.
Родители
десятилетнего Максима обрадовались, когда им сообщили о том, что они попали под
квоту. Максим - инвалид, страдающий эпилепсией и психическими заболеваниями.
Ребенок получил вызов на обследование и лечение в «Московский НИИ педиатрии и
детской хирургии». Но каково же было их огорчение, когда в областном фонде
социального страхования им выдали билеты на поезд. «При таком заболевании
ребенок физически не сможет провести 6-7 суток, такое не всегда под силу и
здоровому человеку», - сетует мама парнишки. Однако в оплате проезда на
авиатранспорте Максиму и его сопроводителям было отказано. В свою очередь им
пришлось отказаться от такой «помощи» государства. Теперь родители ищут деньги
на самолет своими силами. Но формально данный отказ правомерен.
«Железка»
по рецепту
Собственно такое
правило - обеспечивать бесплатный проезд для пациента к месту лечения только
железнодорожным транспортом - существует с тех пор, как государство стало
помогать гражданам в дальней транспортировке их к больницам. Произошло это в
2004 году, когда вышел федеральный закон. Несмотря на то, что документ предусматривает
проезд к лечебнице всеми видами транспорта, есть и оговорка - при наличии в
месте проживания льготника железнодорожного сообщения, авиаперелет не
предоставляется. И не важно чем болен человек.
Магаданцы,
камчадалы и сахалинцы летают самолетами - на этих территориях просто нет
железной дороги. Таким образом, обозначенная проблема остро стоит для населения
Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Еврейской автономной области.
Ежегодно амурский
областной фонд социального страхования выдает по 4,5 тысячи талонов для проезда
инвалидов и их сопровождающих к месту лечения. Все талоны - на «железку» и ни
одного на самолет. Исходя из количества выданных талонов, порядка двух тысяч
амурских инвалидов попадают к докторам. «Большинство из них желательно было
отправлять самолетом», - говорят в амурском фонде.
- Фонд, как
исполнительный орган, только обеспечивает работу закона, - говорит начальник
отдела фонда социального страхования Амурской области Наталья Безродных. -
Данный вопрос в компетенции федеральных законодательных органов, так как
финансирование данных мероприятий идет из федерального бюджета. Впервые с
предложением прописать исключения в законе для детей, людей с травмами спинного
мозга, «сахарников» и других инвалидов, мы обращались в 2007 году. Затем трижды
поднимали этот вопрос перед амурскими депутатами, чтобы они вышли с инициативой
к «старшим» коллегам в Госдуму.
Региональный
уровень
Амурские эксперты
здравоохранения говорят, что выход из сложившейся ситуации есть. Как для любого
правила есть исключения, так и в данном случае должна быть предусмотрена
возможность авиаперелетов для особо тяжелобольных жителей Амурской области.
Проблему можно было бы решить и на региональном уровне. Другими словами,
перенести оплату проезда инвалидов авиатранспортом к месту лечения с
федеральной казны на плечи областного бюджета. В таком случае права инвалидов
не пострадают, а будут только улучшаться. То есть нарушать российское законодательство
региональным властям не придется.
Однако за пять
лет, которые существует проблема, амурские региональные власти ни сдвинулись ни
на шаг. Чиновники то и дело сетуют на федеральное законодательство. Говорят,
мол, мы бы и рады, да закон не позволяет. К тому же принятие такого рода
нормативных актов сопряжено с бюджетными тратами. В амурском парламенте нам
объяснили, что пока «на верху» не поменяют закон, на местах поделать ничего
нельзя.
А ведь может
оказаться, что «черт» не так страшен, как его малюют. Статистики, скольким
амурчанам на сегодняшний день необходимы срочные операции и соответственно
транспортировка до места лечения на самолете, нам отыскать не удалось.
Как рассказала
уполномоченная по правам человека в Амурской области Любовь Хащева, в ее
подразделение за восстановлением прав на авиаперелет каждый год обращаются по
5-6 инвалидов. В 2010 году пока не было ни одного обращения. «Ситуации
типичные. Сложилась такая практика, что люди, особенно те, кто не может
передвигаться на поезде, не ждут помощи от государства и собирают деньги своими
силами. Кто-то обращается за помощью на собственное предприятие, кто-то - в
благотворительные фонды или к меценатам», - добавила омбудсмен.
Путинское
«исключение»
От помощника
депутата Государственной думы от Амурской области Эдуарда Янакова мы узнали,
что вопрос об оплате авиаперелетов инвалидов подымался года три-четыре тому
назад. Тогда законодатели посчитали нецелесообразным менять законодательство.
На сегодняшний день данная проблема вновь выставлена на обсуждение российским
депутатам, но принятие нового закона проходит «со скрипом». Дело в том, что
данный вопрос может быть решен в рамках совершенствования механизма
предоставления гражданам набора социальных услуг в целом.
Но есть и хорошие
новости. Осенью текущего года Председатель Правительства России Владимир Путин
подписал постановление, согласно которому инвалиды с заболеваниями или травмами
спинного мозга будут добираться к месту лечения и обратно авиатранспортом.
Средства на оплату проезда льготников к месту лечения будут выделяться из
федерального бюджета в рамках набора социальных услуг (НСУ). При этом
бесплатный перелет на авиатранспорте, в соответствии с существующими правилами,
будет также предоставляться лицу, сопровождающему инвалида.
Источник: teleport2001.ru
http://www.dislife.ru/news/theme/11479
|