Опрос Исследовательского центра
Superjob.ru:Почти полвина россиян одобряют идею обучения инвалидов в обычных
школах,одназначно против-явно меньшинство
|
|
|
Спикер
Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила шире применять в российских
школах принципы инклюзивного образования – практиковать совместное обучение
обычных детей и детей-инвалидов. Предполагается, что такая мера положительно
скажется на социальной адаптации ребят с ограниченными возможностями:
аналогичный опыт уже есть в ряде российских и зарубежных школ.
Исследовательский центр Superjob.ru выяснил, как относятся россияне к этой
инициативе.
Большая
часть опрошенных (44%) поддерживает включение в закон «Об образовании» раздела
об инклюзивном обучении. По их мнению, это позволит инвалидам интегрироваться в
общество сверстников, а здоровым детям – стать терпимее и добрее. «Дети с
раннего возраста должны адекватно принимать любые особенности других людей: внешние,
национальные и прочие, иначе это путь к расизму, шовинизму»; «Дети-инвалиды не
будут чувствовать себя изгоями общества, а обычные, может быть, научатся
сочувствовать чужой беде», - считают респонденты.
Среди тех, кто
лояльно настроен по отношению к инклюзивному обучению, больше женщин (49%
против 41% мужчин). Кроме того, идею обучать детей инвалидов в обычных школах
поддерживают и люди зрелого возраста: если среди молодежи до 24 лет этот
показатель составляет 39%, то среди 35-44-летних – уже 47%.
26% россиян находят аргументы против инклюзивного обучения. Судя по
комментариям, одна из основных причин – забота о самих детях-инвалидах,
стремление защитить их от возможных унижений и травли, а также недостаточная
научная проработанность этой сложной психолого-педагогической проблемы. «Имея
ребенка-инвалида, категорически заявляю: только отдельно! Здоровые дети -
жестокие, безжалостные!»; «Обычные дети будут отставать в развитии и обучении,
так как силы педагогов будут направлены на детей-инвалидов»; «Подобные вещи не
политикам решать, а педагогам на основании последних научных достижений», -
комментируют респонденты.
Почти треть опрошенных (30%) затруднились однозначно оценить предложение
Валентины Матвиенко. По их мнению, в инклюзивном обучении есть как несомненные
плюсы, так и явные минусы. «У нас учился мальчик-инвалид - такого количества
унижений не выдержала бы психика и взрослого человека»; «Нужно решать в каждом
конкретном случае с привлечением психологов», - считают респонденты.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 220
Время проведения: 28-31 мая 2012 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов
Вопрос:
«Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уверена, что в законопроект об
образовании в РФ необходимо включить самостоятельный раздел, посвященный
инклюзивному обучению детей-инвалидов. Как Вы относитесь к предложению
совместно обучать здоровых детей и детей с ограниченными возможностями?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа
|
Все
|
Пол
|
Возраст, лет
|
муж
|
жен
|
до 24
|
25-34
|
35-44
|
45 и старше
|
Поддерживаю
|
44%
|
41%
|
49%
|
39%
|
44%
|
47%
|
45%
|
Не поддерживаю
|
26%
|
27%
|
24%
|
29%
|
24%
|
25%
|
27%
|
Затрудняюсь ответить
|
30%
|
32%
|
27%
|
32%
|
32%
|
28%
|
28%
|
«Поддерживаю»
- 44%
«Я сама
сталкивалась с такой проблемой. Мой сын является инвалидом детства по потере
слуха после перенесенного меннинго-энцефалита. Мы в свое время создали
специальную группу для глухих детей в массовом детском саду. Обучение
проводилось по методике Э. Леонгард, которая позволяла адаптировать детей для
полноценной жизни в обществе. Конечно, не все дети смогли пойти в массовую
школу, а лишь единицы. Но я считаю, что и это огромный рекорд!» - Заведующая
производством, 46 лет, Нижний Новгород
«Они должны быть как единое целое, чувствовать взаимно все радости и тяготы
житейских будней, быть терпимее друг к другу...» - Мастер строительного
участка, 50 лет, Челябинск
«Дети-инвалиды, если у них нет психических отклонений, должны обучаться вместе
со здоровыми. Одни не будут чувствовать себя изгоями общества, другие, может
быть, научаться сочувствовать чужой беде. Для наших детей это сейчас очень
актуально». - Генеральный директор, 52 года, Нижний Новгород
«Дети с раннего возраста должны адекватно принимать любые особенности других
людей: внешние, национальные и прочие, иначе это путь к расизму, шовинизму...»
- Ассистент кафедры, 53 года, Оренбург
«Но если это не будет мешать общему процессу обучения! А так - за! Только
делать все это надо с умом, а не как всегда». - Руководитель, 40 лет,
Йошкар-Ола
«Если дети-инвалиды не имеют умственных отклонений от общепринятых норм, а
только, лишь физические недостатки (не влияющие на зрение и речь), то
обязательно необходимо совместное обучение». - Коммерческий директор, 38 лет,
Омск
«Интеграция таких деток в общество необходима! Но учитывая особенности детей с
проблемами, необходимо присутствие грамотных и обученных специалистов на уроке,
в помощь педагогу массовых учреждений…» - Воспитатель, 26 лет, Новосибирск
«Если это пойдет с ясель, чтобы здоровые дети привыкли к инвалидам и в школе не
глумились бы над ними, тогда поддерживаю, в любом ином случае категорически
против». - Менеджер по снабжению, 27 лет, Ижевск
«Но перед реализацией законопроекта необходимо подготовить и включить в
образовательный процесс преподавателей соответствующего уровня и мотивации, а
также четко учитывать детей, какого рода инвалидности и какой группы можно
допускать к общему совместному обучению со здоровыми детьми». - Юрисконсульт,
36 лет, Москва
«Не
поддерживаю» - 26%
«Имея
ребенка-инвалида, категорически заявляю - только отдельно! Здоровые дети -
жестокие, безжалостные! Ребенку-инвалиду достаточно унижений и так... Ни за
что!» - Оператор приема заказов, 46 лет, Москва
«Нет и много, много нет. Так как ребенку инвалиду и так сложно, а тут еще
учиться всем вместе… Ребята могут бегать и прыгать, а он нет, это
психологически трудно. И ведь к каждому "больному" свой подход, у
каждого своя программа. Представьте, что в классе 30 человек, и из них пусть
будет всего 3 или 5 человек "инвалидов", и у каждого своя программа.
Представляю, как придется учителю объяснять урок для всех, если у них разное
восприятие. Это сложно для ребят, а уж учителю, которому надо вложить
информацию в ребят, еще в стократ сложней, так что однозначно НЕТ». -
Продавец-логист, 47 лет, Тюмень
«Разный уровень развития детей и отличие физических возможностей не может
обеспечить одинаковое развитие каждого ребёнка. Это ж психология - каждый
стремится к своей группе по схожести человеческих качеств. Проект - глупость.
Это подрыв здоровой психики здоровых детей». - Антикризисный управляющий, 45 лет,
Нижний Новгород
«Идея сама по себе хорошая. Но сейчас она не работоспособна, т.к. нижайший
духовный уровень учащихся и зашкаливающий уровень их агрессии сделают
невыносимыми условия для пребывания в их среде детей-инвалидов». -
Инженер-конструктор, 45 лет, Ростов-на-Дону
«Здоровые дети будут отставать в развитии и обучении, так как силы педагогов
будут направлены на детей-инвалидов. А здоровых детей надо нагружать больше,
для них это нормально. Если преподавать, ориентируясь на способности здоровых детей,
то дети-инвалиды будут не успевать осваивать материал. По двум программам
давать одновременно один урок, думаю, невозможно. Тем более что для
преподавания у детей-инвалидов нужна специальная квалификация педагога». -
Директор, 37 лет, Хабаровск
«Наше общество к этому не готово. Люди жестоки, дети жестоки. Дети с
ограниченными возможностями не выживут в одном коллективе со здоровыми. Их
затравят». - Главный бухгалтер, 49 лет, Казань
«Я считаю, что подобные решения должны рассматриваться не по предложению
какого-то депутата. А на основании научных данных. Всякого популистское решение
чревато. Я считаю, что подобные вещи не политикам решать, а педагогам и на
основании последних научных достижений. С ЕГЭ уже решили и развалили всю
систему образования. Наше общество - готово ли оно принять инвалидов в свои
ряды? Начинать нужно с этого». - Психолог, 50 лет, Санкт-Петербург
«Я считаю, что ребенка надо обучать индивидуально, либо в группах/классах с
небольшой численностью. Особенно это касается детей с ограниченными
возможностями. Они должны быть в отдельной группе по своим признакам, чтобы в
полном объеме воспринимать информацию и не мешать другим. А вот время после
занятий можно проводить вместе - игры, общественно-полезные занятия,
развлечения и т.п.». - Начальник отдела продаж, 27 лет, Оренбург
«Затрудняюсь
ответить» - 30%
«Нужно решать для
каждого конкретного случая с привлечением психологов». - Доцент, 45 лет,
Владивосток
«Если есть возможность, то обучение нужно проводить отдельно, потому что это
травма для больных и провокация для здоровых. Дети есть дети, и они порой
бывают очень жестоки в словах и действиях, а потом их за это будут
преследовать, а больные дети всегда будут под защитой, если даже в ссоре
виноваты они. А также проблема в успеваемости, не все больные дети могут
усваивать школьный материал. А программа и так очень сложная, поэтому ждать
отстающих нельзя». - Заместитель начальника почтамта, 46 лет, Черкесск
«Смотря какая инвалидность. Если физическая - ради бога. Если умственная -
однозначно нет». - Ведущий геолог, 31 год, Благовещенск
«Тяжело представить совместное обучение здоровых и детей-инвалидов. Надо ещё
посмотреть, с какими заболеваниями будут дети-инвалиды. Но в целом к самой идее
положительно». - Врач, 25 лет, Владикавказ
«У ребенка должен быть выбор. Если ему по каким-либо причинам некомфортно
обучаться в школе для "здоровых", ему должно быть обеспечено обучение
на дому. Помнится, у нас до 8 класса учился такой мальчик, так вот, такого
количества унижений от сверстников средненькой общеобразовательной школы
столицы вряд ли выдержала бы психика и взрослого человека». - Менеджер по
развитию бизнеса, 40 лет, Москва
«Ограниченные возможности бывают разные, поэтому мне кажется, надо больше
уделять внимания открытию новых школ для детей инвалидов, т.к. дети с полными
возможностями могут быть жестокими к детям с ограниченными возможностями». -
Консультант розничного бизнеса, 27 лет, Курск
|