28.03.2012
На сегодняшний
день системы организации инклюзивного образования для детей с особенными
потребностями в Украине по-прежнему не существует. Эксперты пришли к выводу,
что при отсутствии такой системы, только обязательная дошкольная подготовка в
т.ч. детей с синдромом аутизма может стать залогом успешного развития школьной
инклюзии.
«Школы будут
готовы развивать инклюзивные классы, если дети будут идти к ним
социализированные и подготовленные. Поэтому роль дошкольных учреждений, роль
родителей, которые несут полную ответственность за работу с ребенком –
огромная. Эта работа является ключевым фактором в судьбе малыша. От этого
зависит, будет ли он обучаться в интернате или дома либо получит шанс научиться
жить в этом мире и стать полноценным членом общества», - говорит директор Фонда
помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» Лариса Рыбченко.
Чтобы получить
возможность учиться в инклюзивных классах в школе, аутисту необходимо обучение
в специализированном учебном заведении. «Существует мнение, что аутисты могут
ходить в обычный детсад. Но это не так. Если в группе 30 детей, то кто с
аутистами будет проводить специальные занятия, кто будет осуществлять
коррекцию? Трудно даже уследить, чтобы ребенок не полез в окно или кого-то не
толкнул», - говорит член правления Фонда «Дитина з майбутнім» Инна Сергиенко.
Для того, чтобы нормализовать состояние аутиста, ему нужны индивидуальные
занятия, не менее 20-30 часов в неделю. В условиях обычной группы в детском
саду это просто нереально, отмечают эксперты.
Если же с ребенком
правильно заниматься с самого раннего возраста, комбинировать групповые и
индивидуальные занятия, то к школьному возрасту, он вполне будет готов к учебе
в инклюзивных классах. «С момента выхода постановления Кабинета Министров о
порядке организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных
заведениях прошло уже почти полгода, но школ, которые захотели бы ввести
инклюзивные классы, больше не стало», - отмечает директор киевской
общеобразовательной школы № 231 Игорь Маматказин. Эта школа с 2009 года
практикует инклюзивный класс, однако развивать это направление на сегодня школа
не имеет возможности, т.к. несмотря на большое количество желающих,
подготовленных к школьному обучению детей – единицы.
Аутизм -
расстройство, возникающее как следствие нарушения развития головного мозга и
характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального
взаимодействия и общения. Обычно родители замечают признаки аутизма в течение
первых двух лет жизни ребенка. Аутизм проявляется, прежде всего, как задержка
речевого или умственного развития ребенка, как нежелание ребенка контактировать
с окружающими. Распространенность расстройств аутистического спектра составляет
6 на 1000 человек, причем у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в
4 раза чаще, чем у девочек. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко
возросло с 1980-х годов, частично из-за изменения подходов к диагностике.
Несмотря на то, что при раннем вмешательстве ребенку можно помочь в обретении
навыков самопомощи и общения, пока неизвестны методы, способные полностью
излечить от аутизма.
Международные
общественная организация «Фонд помощи детям с синдромом аутизма «Ребенок с
будущим» (www.cwf.com.ua) образована в 2009 году с целью консолидации
родителей, в семьях которых растут дети с индивидуальными потребностями. Фонд
предоставляет социальную защиту таким детям и другим членам их семей, а также
содействует организации мероприятий, направленных на оказание помощи детям с
индивидуальными потребностями. Школа-сад «Ребенок с будущим» - проект Фонда,
который является единственным в Украине учебно-реабилитационным учреждением
полного дня для детей с особенностями развития.
Фонд помощи детям с синдромом
аутизма «Дитина з майбутнім»
http://invak.info/stati/601-inklyuzivnoe-obrazovanie-dlya-autistov-budet-razvivatsya-esli-detej-budut-gotovit-v-shkolu-eksperty.html
|